Наверное у каждого мастера есть своя заветная мечта - создать что-то особенное, красивое и необычное. Мечта есть, да времени всегда нет! Но в этом году у меня появилось свободное время. И я решил взяться за то, о чем давно мечтал и все откладывал. А именно - выточить большую напольную вазу и украсить ее элементами накладной и объемной резьбы. По замыслу это должны быть цветы, из которых птичка-колибри пьет нектар. Вначале я создавал замысел в уме, придумывая себе различные варианты, а затем набросал эскиз. Для цветов, листьев и птичек материал есть, я использую сувели и капы березы. У меня много сухих заготовок разного размера, есть из чего выбрать. А для самой вазы решено было использовать березу. От дуба я отказался, слишком капризный материал, любит трескаться. С осиной и рябиной я уже работал. Нашел хорошую березу, немного подгнившую, но еще очень крепкую. В ней уже поселились микроорганизмы и древесина от их жизнедеятельности стала окрашиваться. Единственное, что тормозило - береза очень сырая. При помощи бензопилы и электрорубанка сделал из чурбана цилиндр и забросил его на балкон на сушку. А пока начал точить на станке цветы и вырезать птичек. По замыслу птичка пьет нектар, зависнув в воздухе. Получается, что у нее только одна точка опоры - клювик. В дереве это воплотить можно, но конструкция будет не очень прочной. Нечаянно заденешь птичку и она улетит! Нужно хотя бы две, а лучше три точки опоры. Поэтому нужно подобрать размер цветка так, чтобы птичка брюшком касалась цветка, а хвостиком упиралась в поверхность вазы. Клюв упирается в цветок, получается три точки опоры. Я сделал цветок диаметром 9 см, а длину птички 8 см, тогда колибри как раз опирается на цветок. Точение цветков конечно никаких трудностей не вызвало, это простая операция. А вот птичек я никогда не вырезал, поэтому для начала вылепил птицу из пластилина. Из своих запасов выбрал заготовки V-образной формы, из них легче вырезать крылышки. Я давно не пользуюсь резцами по дереву, вполне успешно заменяю их фрезами Сабурр. Но здесь у меня были сомнения, смогу ли фрезами проработать довольно мелкие "птичьи" детали. На удивление, птичек вырезал быстро и без особых сложностей. Оставалась ваза. Весила заготовка 12,4 кг. Тяжело для станка, размолотит подшипники! Просто занести заготовку с балкона в теплую комнату - лопнет. Сушить в газетах и пакете (см. здесь) долго. Решил сделать так. Край торцов пролил суперклеем Cosmo, а сами торцы замазал клеем ПВА и занес заготовку в комнату. Исходя из прежнего опыта, за месяц должна потерять в весе, чтоб можно было вставить в станок. Прошло две недели, береза сохла, но медленно. Стало ясно, что при таком весе в станок ее не вставить. Тогда я отпилил одну треть от заготовки, разрезал оставшийся кусок на станке, проточил по отдельности все три куска и склеил их. Внутри береза оказалась весьма трухлявой и очень сырой. Склеенную и уже пустую внутри вазу снова принес в теплую квартиру на сушку. Теперь ваза весила 4,8 кг. Посмотрю, сколько она будет сохнуть в таком виде. Каждый день проверял вазу и если появлялись трещинки, тут же проливал их суперклеем мгновенного действия.
Заготовка для будущей вазы сохнет. Темные полоски - это следы от суперклея Cosmo |
Должен сказать, что этот клей Cosmo - незаменимая вещь в работе с древесиной. Действует мгновенно, очень надежно. Можно фиксировать трещины, заделывать трещины, склеивать древесину, укреплять трухлявые места, укреплять кору и т. д. Я пользуюсь этим клеем постоянно, он меня здорово выручает и экономит время.
Пока сохла ваза я подготовил из имеющихся кусков сувелей и капов заготовки для накладных элементов. А именно - для стилизованных листьев. Чтобы упростить работу с профилем листьев, я заранее решил, что в вертикальной плоскости бока вазы будут не выпуклые, а идти по наклонной, но прямой линии. Тогда и лист в вертикальной плоскости будет прямой и его останется подогнать к поверхности вазы только в горизонтальной плоскости, что намного проще. Это позволило мне заранее вырезать листья, оставив их толщину с припуском на дальнейшую подгонку. Прошло 40 дней и ваза наконец-то высохла! Потеряла заготовка в весе 1350 гр. Тогда я отнес ее в мастерскую и проточил на токарном. За время сушки вазу не особенно повело, но незначительное изменение формы все-таки есть. Поэтому линия склейка немного деформировалась. Отрезным резцом проточил линии склейки и зашпаклевал их эпоксидкой. После шлифовки получились две коричневые полоски, которые никак не портят вид вазы. Выточил из рябины ножку (основание) и горловину. Приклеил их двухкомпонентной холодной сваркой Poxipol. Это очень хороший, надежный клей. Теперь осталось подогнать по месту цветочки, птичек и вырезать листья. Все это крепилось тоже холодной сваркой.
Деревянная напольная (интерьерная) ваза ручной работы с элементами объемной резьбы. |
Примечание : листья еще не прикреплены, подбираю лучший вариант.
Комментариев нет :
Отправить комментарий