expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

2024-08-04

Вырезаю большую деревянную вазу

 
Большая деревянная ваза

 Я не часто вырезаю большие вазы. Покупают их плохо, а устраивать склад из большущих, пусть и красивых предметов тоже не дело. Но каждый раз, когда нахожу в лесу большой сувель, как - будто лукавый начинает мне нашептывать на ухо - сделай, мол, вазу, сделай! И устоять невозможно. Вот и в этот раз, когда спилил огромный березовый сувель, решился сделать еще одну (последнюю?) большую вазу. Работа эта трудная, но интересная. Сейчас подробно расскажу, как я это делаю. Возможно такая информация кому-то и пригодится, особенно новичкам в резном деле. Итак, поехали!
 Первым делом я мысленно создаю образ того, что хочу сделать. Эскизы рисую редко. Все равно в процессе работы первичный замысел изменится, иногда очень значительно. После этого непосредственно приступаю к работе. Лучше всего, если заготовка будет высушена, хотя это и не обязательно. Ее можно будет высушить после грубой обработки материала, когда много древесины уйдет в стружку. Для начала болгаркой с цепным диском сдираю кору. Работа очень пыльная, работать нужно в маске. Затем электрорубанком подравниваю верх заготовки. Тем же цепным диском, на сколько это возможно, выбираю внутреннюю часть. Затем довожу внутреннюю часть бормашиной с фрезой-ежиком. Вот так ваза выглядит на этом этапе.

Заготовка вазы. Кора ободрана, нутро выбрано, контур обозначен.
С сувелями и капами я работаю исключительно борфрезами. Работа борфрезами имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества - относительно быстрая обработка древесины. Недостатки - пыль при работе, необходима вытяжка и сложно, а часто и невозможно прорезать тонкие, мелкие детали. Тут уж приходится доставать стамески и работать ими. В передней части заготовки был выступ, утолщение. Я решил вырезать из этого утолщения голову, а от головы венком расходятся листья. А голова - это лесное божество в древнегреческой мифологии по имени Пан. Изображают его по-разному, поэтому я и не думал придерживаться какого-то типажа. Так, в общих чертах, был задуман образ вазы. А дальше дело техники. Прорезал контур листьев и голову Пана. Глаза решил выточить на станке и вклеить туда, где им место. А пока оставил глазницы пустыми. Теперь заготовка выглядит так 

Грубо прочерчены листья и голова.
Теперь нужно срезать лишнюю древесину с наружной стороны. Делаю это опять же цепным диском и затем подравниваю поверхность фрезами-ежиками. Постоянно нужно следить за толщиной стенок. Есть специальные измерители толщины, электронные и механические. Я толщину проверяю пальцами - тактильный контакт не хуже электронного. Но случаются и проколы. Начал шлифовать наждачным грибком наружную сторону. Что-то меня отвлекло, задумался и прошлифовал одно место, там где листик, до дыры. Досадно! Можно это место зашпаклевать. Наклеить бумажный скотч и наложить на него тонкий слой шпаклевки. Но я не стал этим заморачиваться. Сделаю на этом листе несколько дыр, как - будто лист проела гусеница. Будет такая маленькая декоративная хитрость. Не все детали прорезаны, а я уже начал шлифовать. А сделал я это вот почему. Ваза довольно высокая, ее наружная часть большой площади, текстура не очень выразительная (это часто бывает у больших сувелей) и смотрится как - то голо. Я и подумал, что возможно на наружной стороне разместить какой - то дополнительный узор, чтоб оживить поверхность. А сделать эскиз узора лучше на гладкой поверхности. Но какой узор? Главное не перестараться и не перегрузить вазу картинками. Вначале была мысль прорезать контурный узор из веточек с листьями, заполнить его эпоксидной шпаклевкой и прошлифовать все это. Но как все это будет сочетаться с верхним узором из листьев? Так ничего конкретного не придумал, а пока перешел к шлифованию внутренней части вазы. Грубую шлифовку я начинаю со шкурки 16Н. Там, где это возможно, предварительно подравниваю поверхность болгаркой со шлифовальным диском. Шлифовать нужно очень тщательно, только тогда текстура сувеля "заиграет". Есть особенность при шлифовании больших поверхностей. Грибок отлично шлифует сувель, поверхность гладкая, но неровная! Есть бугорки, неровности и грибком все это на большой площади не устранить. Приходится все эти огрехи сглаживать ручной шлифовкой. Я беру губку, накладываю на нее наждачную бумагу и шлифую. Работа тяжелая, нудная, но необходимая! Но чтоб не терять время, перед этим бормашиной с грибком начинаю шлифовать листья. Сейчас лето, в мастерской около 27 градусов и даже такой супер неприхотливый инструмент, как бормашина Профиль, через 15 минут работы нагревается. Вот пока инструмент остывает, я вручную шлифую вазу. После того, как идеально вывел внутреннюю поверхность вазы ручной шлифовкой, начинаю ее шлифовать бормашиной шкуркой 8Н. Если необходимо, после шлифовки грибком еще раз подравниваю поверхность вручную. После шлифовки шкуркой 8Н идет шкурка 4Н и завершаю шлифовку шкуркой М40. Полировку оставляю на финиш. Шлифовку "нутра" вазы грибками чередую с ручной шлифовкой наружной части вазы. Наружная часть выравнивается гораздо быстрее, так как поверхность выпуклая, легче шлифуется. Листья, после шлифовки грибком 16Н тоже необходимо доводить ручной шлифовкой. Все отшлифовано, в том числе и голова. Самое время окончательно определиться с ее декором. С глазами все ясно. А чтоб оживить плоскую переносицу, решил приклеить на нее вот такой декоративный элемент. Некоторые листья тоже украсил вставками из древесины палисандра и узором. Дыру, которая образовалась при неосторожной шлифовке, тоже закрыл кусочком палисандра. Гусеница мне показалась здесь не к месту. Наружную сторону тоже решил ничем не украшать - был бы перебор. Выровнял низ и выжег на донце свой знак зодиака - Козерога. Все осмотрел еще раз, кое-где устранил косячки. И отполировал вазу войлочной насадкой. Теперь настало время лакировки. Древесина оказалась более-менее золотистой, с перламутровым отливом. Поэтому, чтоб лучше проявить текстуру, "подсветить" ее, решил отказаться от традиционного шеллака с акрилом. Шеллак хорош тем, что не искажает цвет древесины и не пахнет. Но он совсем практически не подсвечивает текстуру. Поэтому для лакировки специально купил банку алкидно-уретанового, так называемого яхтного лака фирмы Belinka. Это вполне хороший, качественный лак. Лак наношу мягкой колонковой кисточкой. После двух дней сушки очень легко шлифую вручную вазу шкуркой М40 по льняному маслу. Протираю уайт-спиритом и еще раз лакирую. После второй лакировки, как правило, шлифовка не нужна. Остается располировать вазу. Я полирую самодельной пастой из зубного порошка на льняном техническом масле. После полировки протираю все льняным маслом и насухо вытираю. На следующий день еще раз полирую мотком грубой шерсти. Все, ваза готова!


Ваза из сувеля березы Золотой Пан


 Но встает вопрос, за сколько же ее продавать? Чисто теоретически можно рассчитать стоимость технической стороны работы (см. здесь). Но кому из покупателей интересно, сколько дней я трудился, сколько перевел шкурки, лака и прочего? Главное в цене - это художественная стоимость изделия и его практичность. Если бы я продавал эту вазу в своем магазине на Etsy.com, то выставил бы ее за 800-1000$ и она бы там не залежалась. Но Этси канул в Лету и вряд ли вернется. А кто из российских покупателей выложит такую сумму? Может и есть такие меценаты, но как их найти? На Ярмарке Мастеров, где я продаю, они точно не бывают. До этого самую дорогую вазу я продал за 40000 руб. Выставлю эту за чуть дороже. Может купят вскладчину кому-то на подарок.

Комментариев нет :

Отправить комментарий