Обожженная деревянная миска |
Существует много способов отделки изделий из дерева с целью придания им большей выразительности и декоративности. Бывает так. Выточил я из древесины вазу (чашу, миску). Форма ничего, а текстура древесины оказалась никакой. Вот здесь на помощь и приходят различные способы декорирования древесины. Один из них - обжиг готового изделия. Мне нравится обжиг, изделия почти всегда получаются необычными и выразительными. Вот только применяю я его редко, а жаль! Делаю я это так. Выточил, скажем, миску. Древесина, естественно, должна быть сухая и нормально отшлифованная. Стенки оставляю немного толще, чем при обычной отделке лаком или маслом. Раньше обжигал древесину обычной паяльной лампой. Не совсем это удобно - долго разжигать лампу, зато лампа дает хороший широкий факел. Сейчас в продаже есть портативные газовые горелки с баллончиком, ими я и пользуюсь. И факел у них можно сделать хороший, и пользоваться удобно. Я бы выделил три стадии обжига.
1.Легкая стадия. Обжиг делаю поверхностным, неглубоким, то есть древесина остается почти гладкой.
Обожженная миска из березового сувеля. Легкий обжиг. |
Легкий обжиг. Поверхность гладкая. |
Легкий обжиг древесины. Даже осталась видна текстура сувеля - блестящие полосы. |
2.Средняя стадия. На миске появляются характерные для обгоревшей древесины прямоугольные фрагменты, эдакие ламели.
Средняя стадия обжига древесины. На миске хорошо видны обуглившиеся фрагменты. |
Ваза из березового сувеля. Средний обжиг - появились характерные "кирпичики" обугленной древесины. |
3.Сильный обжиг. Обжигаю до появления хорошо выраженных, глубоких фрагментов горелой древесины. Могут появиться и трещины. Если трещина или трещины не портят вид изделия, с этим можно мириться.
Миска сильно обожжена. Края немного обуглились, появились трещины. |
Но если трещина уродует изделие, значит работа не получилась и миску в печку! Под рукой нужно иметь мокрую тряпку. Если древесина вспыхнет, пламя немедленно нужно погасить. Горелкой нужно водить равномерно, плавно, чтоб глубина обжига везде была примерно одинакова. Обжег миску. Теперь ее нужно подготовить к финишной отделке. Если нужно получить гладкую шелковистую поверхность, я протираю изделие суконкой, можно и маленькой мягкой щеткой. На некоторых изделиях именно гладкая черная шелковистая поверхность смотрится очень красиво. Особенно это красиво, если проглядывают годичные полосы и другие текстурные особенности древесины. Если мне нужно оставить рельефную поверхность с четко видными фрагментами обугленной древесины, я промываю поверхность водой при помощи мягкой кисточки, суконкой или войлоком не тру, чтоб не стереть обугленную поверхность.
Совет : токарное изделие лучше обжигать на токарном станке. Тогда можно исправить огрехи обжига.
После того, как подготовил обожженную миску или вазу, обрабатываю ее маслом по дереву. Делать это нужно несколько раз, пока масло не станет более-менее чистым. По сути, я промываю изделие маслом еще раз. После этого два-три раза обрабатываю миску маслом с промежуточной выдержкой около 30-40 минут. На следующий день, когда масло окончательно впитается и начнет полимеризоваться, сажа практически не липнет. А после окончательной полимеризации не липнет совсем. При обжиге токарных изделий из дерева получается очень выразительная, бархатистая поверхность. Само изделие выглядит неординарно и декоративно. В принципе, обожженную деревянную поверхность можно покрыть и лаком. Например, два слоя шеллака, а сверху водный лак. Но это годится только для гладкой поверхности. Рельефную поверхность можно лакировать любыми лаками, кроме водного. Затекая в неровности, акриловый лак становится при высыхании белым. Я лаками никогда не пользовался. Думаю, лакированная обожженная древесина будет выглядеть, как блестящая жесть. Но для эксперимента попробовать можно. Попробовал. Совсем не понравилось.
P.S. Купил газовую насадку на баллончик. Насадка с двумя регулировками - регулировка подачи газа и регулировка подачи воздуха. Испытал на миске из елового сувеля. Насадка работает хорошо. Факел конечно не такой широкий и мощный, как у паяльной лампы, но в этом есть свои преимущества. При обжиге края изделия факел не загибается за край и не обжигает древесину, которая должна остаться чистой. А хвойную древесину для обжига нужно выбирать очень тщательно, чтобы не было смолы. При нагревании смола выступает и пачкает древесину. Нужно дополнительно шлифовать, чтоб убрать эту грязь.
Комментариев нет :
Отправить комментарий