expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

2018-03-06

Резная ваза из сувеля березы

Резная ваза из сувеля березы

Какую погоду любите вы? Сейчас я тоже предпочитаю солнечную теплую погоду. А в юности мне нравилось, когда идет дождь. Я надевал плащ и отправлялся бродить по городу...
  Когда мне нужно спилить сувель, я выбираю плохую погоду : в непогоду меньше вероятность, что кто-то помешает. Вот и сегодня ветер, дождь, мерзко.
Но такой шанс упустить нельзя.
Вооружившись бензопилой, иду в лес. А вот и он, березовый сувель, притаился в развилке трех стволов. Что такое сувель, читайте здесь. Сувель большой, закрученный и с наплывами. У таких, как правило, красивая древесина. Получится красивая резная ваза из сувеля березы. (Резные изделия представлены на этой странице),
  Заготовка лежала в мастерской до поры до времени среди других. Периодически я переворачиваю сувели, осматриваю их, прикидываю, на что могут сгодиться. А пока остывает бормашина, чтобы не терять время, снимаю с них кору, чищу обдирочным диском, начинаю придавать заготовке задуманную форму. А этот сувель оказался последним в очереди, так как был корявым и громоздким, не мог придумать, как к нему подступиться. Форма сувеля таила в себе несколько вариантов (ох, уж эта проблема выбора!). Но хотелось придумать что-то пооригинальнее. И тут я достиг просветления : сделаю боковые части сувеля нависшими. А между ними выберу древесину и будет интерьерная ваза. Ваза в форме морского грота из кораллов. Такая ваза вполне украсит интерьер квартиры - ее можно поставить в прихожей, в кабинете, в спальне. Вот как она выглядит в готовом виде.
Резная ваза из березового сувеля "Коралловый Грот"
  Для лучшего представления набросал эскиз. Когда зрительно хорошо представляешь задуманное, работа идет быстро. На начальном этапе пользовался самым разнообразным инструментом : болгаркой с обдирочным диском, электростамеской, бормашиной с обдирочными фрезами, стамесками. Раньше я даже не пытался работать по сувели стамесками вручную. А здесь убедился, что острые пологие стамески хорошо берут сувель вдоль волокон, даже вручную, без киянки. При помощи всего этого арсенала быстро придал заготовке нужную форму.
Декоративная деревянная ваза в процессе работы

  Теперь можно приступать к деталям. Правая нависшая деталь - это ветка коралла. Слева - колония кораллов. Спереди слева притаился лангуст, здесь для него был подходящий выступ древесины. А в центр грота поместим черную жемчужину и назовем вазу "Приют Черной Жемчужины". Декоративная ваза из сувеля березы для интерьера вчерне вырезана, но шлифовать ее нельзя, древесина сыровата. Поэтому унес заготовку в теплое помещение и там досушивал. После сушки - шлифование. Ваза такой формы, что бормашиной не везде достанешь, пришлось шлифовать, в основном, вручную, по старинке.
  Текстура древесины, вопреки ожиданиям, оказалась бедноватой : монотонно-светлая древесина, чуть-чуть оживленная слабеньким перламутровым отливом. Нужно "оживить" изделие, иначе и под лаком, даже глянцевым, ваза будет смотреться уныло. И вот тут-то и началось самое интересное. Решил прибегнуть к помощи морилки (чего ранее никогда применительно к сувелям и капам не делал). Но красить не всю вазу, а частично. Так, думаю, резная ваза будет выглядеть выразительнее. Лангуста протравил раствором железного купороса, он придает березе серовато-зеленый цвет. Правый коралл подкрасил в светло-коричневый с оранжевым оттенком цвет. Левый коралл - в серо-коричневый. То, что получилось, мне совсем не понравилось. Все-таки не стоит работу раскрашивать в разные цвета! Вдобавок случайно зацепил мокрой губкой лангуста и испачкал древесину. Не знал, что протрава пачкается, размазывается! Пришлось хоть как-то исправлять все эти промашки : долго шлифовать запачканные места, полировать, снова шлифовать... И все-равно результатом остался не доволен, не нужно было экспериментировать с морилкой, протравой...Ну что же, учтем этот печальный опыт на будущее. А вот здесь нечистый, который все это время стоял у меня за спиной, окончательно помутил мой разум. И я решил проделать обратные действия - выровнять тон древесины, чтобы "раскраска" была не так заметна. Для этого поместил вазу в большую кастрюлю и налил туда нашатырный спирт. Пары аммиака должны окрасить древесину и выровнять общий фон. Да, фон выровнялся, но те места, которые подкрашивал и шлифовал, стали выглядеть грязно, с пятнами. Попутно проявился "побочный" эффект : лангуст окрасился сильнее остальной древесины и стал бурым. Значит, железный купорос под влиянием аммиака окрашивается в бурый цвет, причем довольно быстро.
  Теперь окончательная отделка - лакировка вазы. Давно хотел я попробовать в деле водный (акриловый) лак. Купил банку матового акрилового лака с полиуретаном. Попробовал на тестовом кусочке древесины. Лак совершенно бесцветный, т.е. не подсвечивает древесину. Нужно наловчиться в его применении. Если лак густой, остаются видимые следы кисти. Если кисть жестковата или ворсинки толстые - тоже остаются следы. В результате экспериментов пришел к выводу : кисть должна быть мягкой и густой. Лучше всего подходит беличья. Консистенция лака должна быть как молоко, не гуще. Лак при высыхании дает твердую пленку, а по технологии перед последним слоем нужно прошлифовать предпоследний. Если изделие сложной формы - это дополнительная проблема! Второй вывод : водный лак лучше применять по простым поверхностям, которые относительно легко шлифовать (гладкие вазы, чаши и т.п.). Но у водного лака есть и огромные преимущества. Первое - таким лаком хорошо лакировать темную древесину, слегка подгнившую, не боясь, что цвет "уйдет" в темно-коричневый, как это бывает с алкидно-уретановыми лаками. Второе - таким лаком можно пользоваться в помещении, он совершенно без запаха. И третье, самое, на мой взгляд, главное - водный лак можно сушить техническим феном. При температуре обдува примерно 150 градусов пленка лака высыхает за 2-3 минуты! Таким образом, очень быстро можно нарастить 4-5 слоев лака, создав прочную и красивую пленку. Время лакировки сокращается в разы!
  Но я посчитал, что для этой вазы водный лак не подходит по двум причинам : сложная форма вазы (тяжело будет шлифовать предпоследний слой лака) и светлая древесина (лак не подсветит дерево). Поэтому пришлось лакировать старым добрым алкидно-уретановым полуматовым лаком. Но череда неудач на этом не кончилась. Под матовым лаком ваза стала выглядеть совсем ужасно, в пятнах, как- будто это потеки грязного лака. Работа была загублена окончательно. Стоит ли говорить, какое у меня было настроение? Столько труда и все коту под хвост! Был бы топор под рукой - разрубил бы эту чертову вазу на части.
Результат моих экспериментов : грязь, пятна, полная ерунда.
  Поостыв (прошли сутки), решил сделать еще одну, титаническую попытку - реставрировать работу. К этому можно относиться по-разному, но я человек упрямый и решил довести дело до конца : или спасу работу, или в печку ее! Теперь мне нужно как-то удалить лак, благо его всего один слой, убрать следы морилки и протравы и отшлифовать все до первозданной древесины. Не стал я использовать для удаления лака ацетон или специальные жидкости, а просто начал шлифовать его наждачкой. Лак снялся довольно легко, а вот морилка впиталась глубже и шлифовать ее было тяжело. В конце- концов забросил эту несчастную вазу на долгие полтора года!
  Периодически брался за реставрацию и снова бросал. Но наконец собрался с силами и закончил убирать следы морилки. Труднее всего удалялась протрава с лангуста. В конце концов я убрал всю эту грязь и вернулся к тому, что было : к чистой и  светлой древесине. А дальше все просто - три слоя льняного горячего масла, полировка и многострадальная резная ваза из сувеля березы "Приют Черной Жемчужины" готова!
Резная ваза из сувеля березы

Ваза деревянная ручной работы из березового сувеля
Понятно, что в ней можно хранить не только черный жемчуг (если он у вас есть), но и всякую всячину. 

Из всего этого я сделал для себя определенные выводы.
1. Не 7 раз подумать, а 100 раз подумать, прежде чем проводить сомнительные эксперименты с древесиной.
2. Новые красители, протравы и их сочетания проверять на тестовых кусочках дерева.
3. Никогда не откладывать работу в долгий ящик : или сразу ее выбросить, или сразу устранять ляпы.
  Надеюсь, вы избежите подобных ошибок. Тогда буду считать свое сообщение полезным.

2 комментария :

  1. Не зря говорится: "Терпение и труд всё перетрут!"
    Ваза в конце концов шикарная получилась,а опыт, приобретенный благодаря ошибкам пригодится в будущем. Поэтому можно только порадоваться за мастера!
    Успехов и новых творческих удач!

    ОтветитьУдалить
  2. тут не комментировать надо, а восхищаться этим прекрасным искусством

    ОтветитьУдалить