Чаша из подгнившей березы |
Я поклонник поперечного точения, т.к. считаю, что именно поперечный срез древесных волокон в полной мере раскрывает всю потаенную красоту древесины. Особенно это актуально для древесины средней полосы России, не блистающей особой красотой и разнообразием текстуры. Кроме того, мне нравится, когда в выточенном изделии, будь то чаша или ваза, имеются неровные края, сквозные отверстия, присутствует кора, лишайник, даже мох, отсутствуют фрагменты древесины. Считаю, что все это придает определенный шарм изделию, делает его оригинальным и усиливают его фактурность. В точении таких изделий я не гонюсь за формой (это зачастую и невозможно), чаще всего она самая простая. Главное здесь - показать, что может таить в себе невзрачная на вид подгнившая древесина. Подгнившая древесина ( другое название шпальт) часто усиливает выразительность поперечного среза волокон, который красив и сам по себе. В такой древесине могут присутствовать различные красивые цветовые переходы, следы жизнедеятельности деревоокрашивающих грибов, личинок жуков-древоточцев, трещины, дыры. Все это украшает изделие и делает его оригинальным. Вот несколько изображений ваз и чаш, выточенных из древесины с пороками. Другие изделия можно посмотреть здесь.
Ваза выточена из древесины старой сливы. Сердцевина была очень трухлявой и при точении заготовка дважды разваливалась пополам. Зато какая красивая и необычная текстура! |
Чаша из подгнившей осины. Древесина осины сама по себе ничего особенного не представляет. А вот подгнившая, с корой и следами личинок жуков-древоточцев может претендовать на оригинальность. |
Часто при проточке ослабленной древесины отлетают куски. Если удается их найти, возвращаю на место при помощи цианокрилатного клея. Этим же клеем пропитываю трухлявые участки, трещины, подклеиваю кору. Место склеивания всегда прочнее, чем сама древесина. Ослабленная древесина нуждается в более тщательной шлифовке, чем обычная. Чтобы сгладить неровности (труха, выкрашивания, сколы) нужно применять наждачную шкурку крупных номеров. Начинаю, как правило, с 25Н, затем 16Н и т.д.
Есть особенности и в отделке такой древесины. Часто грунтую подгнившую древесину льняным маслом и только после его полимеризации покрываю лаком. Нужно учитывать, что льняное масло, особенно горячее и особенно по трухлявой, ослабленной древесине может окрасить древесину в коричневые тона. Заманчиво лакировать готовое изделие акриловым, водным лаком. Водный лак совершенно прозрачен и нет опасности, что он "уведет" цвет заготовки в коричневую, а то и в черную гамму цветов, как это бывает с алкидно-уретановыми (яхтными) лаками. Но водный лак, попадая в трещины и углубления, высыхая, становится белым. Эти места затем приходится подкрашивать маркерами или красками. Поэтому я все-таки чаще пользуюсь яхтным или нитролаком, но предварительно проверяю их на тестовом кусочке. Все вышеперечисленные особенности усложняют работу и увеличивают время точения изделия. А если учесть, что какая-то часть заготовок просто разлетается на станке, то становится очевидным, что поперечное точение ослабленной древесины не может быть коммерческим. Это удел немногих любителей.7.12.23г. В последнее время часто на пропитанный маслом шпальт (естественно, после полимеризации масла) накладываю несколько слоев шеллака. Шеллак ложится на любую поверхность, даже на воск. А уже поверх шеллака, чтоб его закрепить, накладываю акриловый лак. Тогда акрил не затекает в трещинки и т. п. Или пользуюсь только шеллаком и акрилом, без масла. Все зависит от состояния древесины, ее цвета, фактуры. Точить подгнившую древесину не просто, зато какие изделия получаются!
Комментариев нет :
Отправить комментарий